Очерк по новейшей истории храма Рождества Богородицы в селе Упирвичи.
Каждому храму при освящении, как и человеку при крещении даётся ангел – хранитель, который приставлен к храму до скончания времен, т.е. до Страшного суда Божия. Именно поэтому все, что связано с храмом Божиим не исчезает бесследно. История каждого храма уникальна, в ней переплетены человеческие судьбы ,их взаимоотношения ,отношения к Богу, к Церкви. История храмов очень точно отображает менталитет народа, его чаяния и предпочтения. По ней можно определить духовные или материальные стремления преобладают в народе. 20 век со всей его неоднозначностью раскрыл нам очень многое о нашем народе. История отступления человека от Бога это и история разрушения православных храмов. Также и процесс возврата к вере пишется уже в новейшей истории храмов
Храм Рождества Богородицы в селе Упирвичи имеет очень древнюю историю. Сохранившееся о нём самое давнее письменное воспоминание датировано 1626-м годом . Именно этот храм ,а не построенный позже Преображенский и был первым храмом погоста. Это был сначала деревянный храм, в 1837 году перестроенный в каменный. В безбожное время Преображенский храм был разрушен, а Богородицерождественский находился в запустении. Но Бог поругаем не бывает, и за периодом безбожия наступает время возврата к вере. Переломным моментом в истории Русской Православной Церкви стало празднование 1000 летия крещения Руси. Именно с этого момента и начинается процесс возврата к вере и как следствие процесс восстановления храмов. На территории прихода находятся несколько деревень , которые в 90-е годы окормлялись сначала настоятелем храма Михаила Архангела в г. Торжке о. Евгением, а в дальнейшем монахами Новоторжского Борисоглебского монастыря. Службы проводились в здании администрации Мошковского поселения, а также в домах прихожан. Храм до 1998года находился в запустении ,на куполах росли деревья, да и само здание храма было изрядно разрушено да и расписано теми кто желал так своеобразно оставить свой след.
В мае 1998гогда принимается решение о восстановлении храма и сборе пожертвований. Инициатива в данном деле принадлежала главе администрации Вавулиной М.А. и её заместителю Марковой В.Н. Сбор средств происходил именно по крупицам. В августе 1998г. в стране произошел дефолт ,деньги мгновенно обесценились .Но несмотря ни на что ни сбор пожертвований , ни восстановление храма не было приостановлено. Воистину Господь нам посылает скорби и трудности, дабы проверить нашу целеустремлённость, и прихожане её проявили. Каждый жертвовал что мог, кто деньги, кто стройматериалы, кто собственный труд, кто молитвы.
Первая существенная помощь была получена от «Альфа –банка» благодаря стараниям директора пансионата «Сосны» принадлежащего этому банку недавно назначенного на эту должность Смирнова В.Н. Воистину проявилась воля Божия и Он по молитвам послал нужного человека , который впоследствии будет оказывать не только материальную помощь приходу.
Первое богослужение в храме состоялось 24 сентября 1998 года в 16:00.
21.09.2000.Первая Божественная литургия в 9:00,служил иеромонах Михаил, прислуживал алтарник Алексий.
24.08.2002.Освящение и установка крестов на храм.
21.09.2002 В 14:00 в храме состоялась Божественная литургия 21 сентября 2002года служил игумен Михаил насельник Новоторжского Борисоглебского монастыря .сослужил иером. Серафим,алтарник Алексий, певчие: Раиса Николаевна и Татьяна. В Мошковской школе были отменены занятия. После окончания трапеза.
Нельзя сказать, что было всё так безоблачно. Были и хищения стройматериалов и отказ от работы. Но трудности на пути к Богу, это для верных дополнительный стимул, а для неверных дополнительный соблазн. Искушения это решето Божье , таким образом Господь отсеивает зёрна от плевел, и так обретается народ Божий.
С 2004 храм окормляет настоятель Покровского храма в селе Поведь о. Георгий Воробьёв.
В 2005 г. 13 июля .храм встречает Волжский крестный ход с мощами прп. Нила Столобенского, служится молебен преподобному.
Несмотря на то что в храме более часто служатся литургии регулярных богослужений нет. Приход неоднократно обращается к Архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору с просьбой назначить постоянного батюшку на приход. Но ввиду нехватки священнослужителей данный вопрос разрешается не скоро.
21 октября 2008года владыка Виктор подписывает указ о назначении на приход постоянного священника ,им стал иерей Александр Царёв, который переезжает в Мошки из Торжка . С этого момента богослужения в храме служатся регулярно.
В апреле 2009г. приход официально регистрируется. Старостой прихода назначается Смирнов В.Н. Тогда же принимается решение о восстановлении колокольни разрушенного Преображенского храма.
18.10.2009 на колокольне установлен крест.
В октябре 2010 колокольня в основном восстановлена.
Самая главная ценность храма это люди, которые приходят в храм и обращаются к Богу с молитвами. Религиозный народ считает храм местом особого присутствия Божия ,любая молитва произнесённая в храме как правило выше и совершеннее произнесённой в любом другом месте. В этом как раз и состоит сакральный смысл возрождения храмов. За время прошедшее с начала возрождения храма многих из тех, кто начинал это богоугодное дело уже нет в числе прихожан. Кто то отошёл в мир иной и там совершает молитвы вместе со всей Церковью, а кто то не выдержал испытаний и покинул приход. Как уже говорилось выше испытания это решето Божие и ничего странного в этом процессе нет. Главное то, что Церковь Божия неуничтожима и сколько бы ни отпадало от неё всегда будут те кто молится и за тех кто отпал. Процесс восстановления храма это всегда видимое выражение того что происходит в наших душах, и он не может быть простым и однозначным.
На престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы совершается в 2010году крестный ход в Мошки , который заканчивается молебном у ворот школы этим показывается обращённость прихода к молодёжи и преемственность поколений православных христиан.
В планах на будущее у прихода это приобретение колоколов, строительство трапезной и воскресной школы, установка нового резного иконостаса, роспись стен храма , приобретение икон. Всё это естественно возможно в том случае если приходская жизнь не угаснет, и будет совершаться молитва перед престолом Божиим.
Но самое главное, что в храме совершается литургия, возносится молитва к Богу, налаживается приходская жизнь и поэтому есть надежда, что великий русский народ не исчезнет в истории, как исчезали многие великие народы, не имевшие или отказавшиеся от истинной веры.